вторник, 4 ноября 2008 г.

Том Петерс: Вернуться к основам


Сначала пару слов о Томе Петерсе.

В 2004 г. в книге «100 самых влиятельных фигур в современном бизнесе» издательства Bloomsbury Press была представлена оценка исторического вклада
мыслителей-новаторов и практиков менеджмента, в число которых вошли Макиавелли и Дж.П. Морган, Том и Джек Уэлч. Есть там статья и про Тома Питерса.
Том, в число заслуг которого входит создание практически в одиночку когорты «гуру менеджмента» – отрасли с оборотом в миллиарды долларов, пишет статьи, проводит семинары (порядка 60 в год, из которых половина за пределами США). По его оценкам, с 1978 г., когда была выпущена «В поисках совершенства», он прочитал 2 500 лекций, налетал восемь с лишним миллионов километров, выступил примерно перед тремя миллионами людей, побывал в 47 штатах и 63 странах. Он автор свыше десяти признанных международных бестселлеров. С 2004 г. Том ведет свой блог, который также успел заслужить высшую оценку у его читателей. В McKinsey & Co, Том проработал с 1974 по 1981 г. В 1979 г. он стал одним из компаньонов компании (партнерское совладение) и директором по управлению эффективностью (тема, которую обсуждали на семинаре).

Причиной теперешнего кризиса является потеря связи с фундаментом/основой (basis). На финансовом рынке стали использоваться такие инструменты, которые отодвигают того, кто принимает решения, от непосредственного потребителя за целой системой так называемых диривативов. Оценка риска проводилась формально математически, а принимающий решение в глаза не видел того, кому давал деньги. И даже, если было очевидно, что заемщик не вернет кредит, а формулы показывали, что кредит можно дать, его давали. Уффф..

Как выйти из кризиса?
Так же как из любых других кризисов которых было не мало - вернуться к основам. Руководители и топ-менеджмент должны вновь почувствовать покупателей, увидеть их в глаза.
Я вспоминаю своего деда, который всю жизнь работал в собственном магазине и имел большую клиентуру, которую всю знал по именам и привычкам (прим: это сейчас называют CRM). В любые кризисы он чувствовал как действовать - кому можно отпустить в долг, а кому не стоит. На его похоронах собралось несколько тысяч человек.
В 1982 году я написал книгу "В поисках соврешенства" (прим: входит в ТОП-10 бизнес-бестселлеров), в которой объяснил как выживать и даже преуспевать эпоху кризисов. Изучайте потребителя, слушайте потребителя, развивайте с ним отношения. Не надейтесь на все эти формальные (прим: в оригинале sophisticated) практики MBA, вспомните урок дедушки.

На одной из моих лекций мне привели такой пример. Руководитель после воскресной службы везет семью домой и всегда выбирает маршрут так, чтобы проехать мимо своего завода. Не потому, что надо зайти, что-то выяснить, а просто ему надо его видеть.