вторник, 16 декабря 2008 г.

Даниель Жанришар. Основатель швейцарской часовой индустрии


Даниель Жанришар (1665-1741) – отец-основатель швейцарской часовой промышленности, памятник которому стоит в сердце Невшателя (горного района Юра), в "часовой столице" Ле Локль, где сейчас располагаются офисы многих известных марок Tissot, DuBois, Ulysse Nardin, Zenith и т.п.

Сначала немного истории. Обычно когда просят назвать 3 вещи, которые ассоциируются у человека со страной, то для Швейцарии чаще всего называют: швейцарский сыр, швейцарские часы и швейцарские банки. Интересно, что история развития швейцарского сыроделия и история развития швейцарской часовой мануфактуры имеет одни корни. 6 месяцев в году швейцарские горские пейзане пасли коров и производили молочные продукты. А остальные 6 месяцев швейцарский горец находясь средь снегов становился искусным мастером и занимался производством примитивных часовых механизмов. До конца XVII века это были кустарные производства, похожие на отечественные народные промыслы. Собранные за долгие зимние дни часы продавались на ярмарках. У швейцарских часовщиков в то время еще не было брендов, налаженной технологии производства и сбыта. К концу XVII века спрос на изделия швейцарских крестьян начинает падать, т.к. они стали существенно уступать по цене и качеству французским. И именно в это время на исторической сцене появляется Даниель Жанришар – наверное первый часовой предприниматель в современном значении этого слова.

Даниэль Жан Ришар родился в 1665 году в селенье Ле Сантье, расположенном на плоскогорье между Невшателем и Ла-лo-де-Фоном и Ле-Локлем. Отец и дед Даниэля были кузнецами и по совместительству мировыми судьями, посему в доме Жан-Ришаров всегда толпилось много людей. Однажды в их дверь постучал проезжий английский купец с просьбой подковать лошадь. Внимание англичанина привлекли поделки из железа и серебряные украшения, над которыми усердно трудился юный Даниэль. Немало подивившись талантам мальчика, купец достал из дорожной сумки сломанные карманные часы и поинтересовался, сможет ли Даниэль отремонтировать их. Мальчик взялся за работу, пообещав купцу вернуть исправленные часы на обратной дороге.

Даниэль не обманул: с помощью примитивных инструментов он справился с непростым ремонтом и завел часы. Более того, за время работы мальчик запомнил все детали механизма и за следующую зиму целиком, деталь за деталью воспроизвел часы англичанина, чем привел в восторг всю округу: до сих пор создать карманные часы не удавалось никому во всем кантоне Невшатель. Шел 1679 год, Даниэлю Жан Ришару исполнилось 14 лет.

Проведя анализ технологии производства и сбыта французских часовых мастеров, Жанришар формулирует принципы преодоления спада путем управления продажами (цитирую по книге Эстель Фалле):



  • устанавливать гибкие цены на продукцию в зависимости от региона сбыта;- в качестве канала сбыта использует развитую в то время коммерческую сеть, созданную швейцарскими кружевницами для своих нужд;

  • подготовка учеников, первые из которых пришли из Ла Неввиля;

  • налаживает кооперацию с механиками, специализирующимися на производстве отдельных механизмов, инструментов и фурнитуры;

  • детали, которые не производились поблизости от Ле Локля (пружины, спирали) он закупает в отдаленных регионах вплоть до Женевы;

  • продав землю, он получает деньги, которые позволяют ему расплачиваться с поставщиками, не дожидаясь продажи готовых изделий и просить у них более низких цен.

Эстель Фалле. Роман о часовой фабрике. Tissot. 2003 г.